,

Торжокские золотошвеи (интернет-магазин)

Опубликовано: 21.02.2018


Главная страница


  

   Друзья, встречайте цветущее красочное лето с Торжокскими Золотошвеями!
Мира, света, добра Вам и Вашим близким!

 

Торжокское золотное шитьё - Русский народный художественный промысел, известный в Торжке с 13 в. Характерен растительный орнамент, выполненный золотыми и серебряными нитями по сафьяну (обувь), бархату, сукну (костюм, облачения). С 1960 фабрика им. 8 Марта, вышивает знаки различия для Российской армии, эмблемы, сувениры.
Торжокское золотное шитьё - вид традиционной русской золотной вышивки, получивший широкое развитие в городе Торжок Тверской губернии и сохранившийся до настоящего времени в форме традиционного художественного промысла.
   Вышивальный промысел сложился в Торжке в 18 веке на основе местной традиции, уходящей своими корнями в русское средневековье. Наибольшее развитие промысел получил во второй половине 18 первой половине 19 столетия. В это время торжокские мастерицы вышивали по заказу и на продажу головные уборы, кисейные рукава, передники, пояса, сафьяновую обувь, кошельки и различные детали праздничного народного костюма, а также предметы церковного обихода. При вышивке по плотным тканям применяли главным образом так называемый «кованый шов» и шов «в прикреп» по настилу.
О славе торжокских вышивальщиц и уровне их мастерства свидетельствуют многочисленные заказы, поступавшие от русского двора. Им неоднократно заказывались парадные платья для членов императорского дома, например, для Екатерины II и Александра II .
Рисунки для вышивки составляли сами мастерицы. Наиболее характерны растительные узоры, основным мотивом которых была ветка розы с цветами, бутонами и листьями, дополненные завитками, усиками, блестками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону.
   Во второй половине 19 столетия вследствие изменения моды и из-за высокой стоимости золотной вышивки спрос на торжокскую вышивку значительно снизился, и промысел, да и искусство золотного шитья в целом переживали значительный упадок.
Заботу о сохранении традиции золотного шитья взяла на себя новоторжокская земская управа, открывшая в 1894 году учебно-показательные мастерские и обеспечившая сбыт изделий. Большую роль в развитии промысла сыграла А. Н. Пашкевич, художник кустарного отдела земства, преподававшая в учебной мастерской композицию и рисунок для золотошвейных и кружевных изделий. На рубеже 19-20 веков искусство торжокских швей было отмечено высшими наградами крупных международных выставок в Париже, Лондоне, Турине и др.
   Учебно-показательные мастерские продолжали свою работу и после Октябрьской революции. В 1923 году на их базе была основана профтехшкола для подготовки инструкторов по вышивке, а уже в 1928 году ее выпускники объединились в торжокскую золотошвейную артель имени 8 Марта, выпускавшую преимущественно знаки отличия для Красной армии, и лишь в небольшом количестве традиционные изделия тюбетейки, бювары, декоративные подушки, сумочки. В узорах подобных изделий сохранялись мотивы золотных вышивок 17-18 столетий. В конце 1940-х начале 1950-х годов в растительные узоры, в которых усиливается тенденция к натурализму, стали вводиться также элементы советской символики звезды, серп и молот и т. д. В основном на предприятии, преобразованном в 1960 году в фабрику, выпускались знаки отличия Советской армии и малыми тиражами закладки, панно, очечники и т. д. Традиции  золотного шитья продолжаются и в наши дни. В последние годы возобновилось шитье церковных облачений и утвари. 
Изделия торжокских золотошвей неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, среди которых наиболее значительными являются: Нижний Новгород, Филадельфия, Турин, Москва, Париж, Милан, Нью-Йорк, Брюссель, Осака и другие.Коллекции золотошвейных изделий, выполненные торжокскими мастерицами, хранятся в Государственном русском музее, в музее народного искусства НИИ художественной промышленности, в музее г. Твери. Костюмы главных героев кинофильмов «Война и мир», «Посол Советского Союза», «Анна Каренина» выполнены в Торжке.
   С 1992 года торжокская золотошвейная фабрика им. 8 марта реорганизована в товарищество с ограниченной ответственностью «Торжокские золотошвеи», а затем (1995) – в ОАО «Торжокские золотошвеи».
Интересен и разнообразен современный ассортимент золотошвейных изделий. Это уникальные панно, бювары (адресные папки), декоративные наволочки для диванных подушек, красивые скатерти, дорожки, салфетки, оригинальные украшения (броши, серьги, заколки для волос, нагрудные украшения, шитые золотом и серебром пояса), нарядная женская одежда – жилеты, блузоны, платья; головные уборы – береты, платки, шарфы, шали; сувенирные изделия – закладки для книг, эмблемы, театральные сумочки, косметички, очечники, кошельки, портмоне, книжки записные, шкатулки и многое другое. 
   Золотошвейные изделия выполняются позолоченными и посеребренными нитями на коже, замше, бархате, шелке, шерсти и других материалах. Вышивка дополняется бисером, блестками, канителью, жемчугом. В композициях золотного шитья используются русские традиционные мотивы (растительные орнаменты, фигурки зверей, птиц, фантастических животных) и современные направления (сюжетно-изобразительные, геометрические, архитектурные мотивы).
Художницы, мастера-вышивальщицы находят новые образные системы продолжения традиций русской золотной вышивки. Поражают глубиной духовности такие работы вышивальщиц как Плащаница, икона Николая Чудотворца, иконы «Серафим Саровский», «Богоматерь Казанская», «Сергий Радонежский», «Спас Нерукотворный» и другие.
   Кроме изделий с золотной вышивкой, предприятие выпускает и строчевышитую продукцию. Это комплекты столового и постельного белья, полотенца декоративные, салфетки, прихватки, скатерти, дорожки, фартуки, сорочки ночные женские и детские, сорочки крестильные, белье ясельное, белье для новорожденных, легкая одежда для детей дошкольного и младшего школьного возраста, легкая одежда для женщин (платья, сарафаны, костюмы, блузы, юбки, халаты и т.д.). Изделия выполняются из льняных, хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных современных тканей, новых по составу сырья и структуре волокон. Конструктивное решение моделей отвечает современному направлению моды. Используется модная отделка и фурнитура. Многие изделия украшает машинная и тамбурная вышивка, выполненная в традициях тверской народной вышивки.